Четверг, 18.10.2018, 15:12
Приветствую Вас Гость | RSS

____________________МОАУ "Бердянская СОШ"_____________________

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Игры
Телефон доверия

параграф 9

Предмет история

Класс 9

Тема урока Политика Временного правительства и российское общество в 1917г

Цель урока: раскрыть сущность политики Временного правительства и ее влияние на состояние общества в 1917г

Задачи урока:

  • выяснить расстановку политических сил в феврале-августе 1917 года, определить причины падения авторитета Временного правительства и лидеров Петросовета, причины и результаты Корниловского выступления
  • воспитание чувства заинтересованности к изучению переходного периода истории своей страны, через анализ событий XX века.
  • развитие умений анализировать различные источники и делать собственные выводы, уметь их аргументированно доказывать, определять тенденции развития
  • развитие умений работы с учебником, с дополнительными источниками

Планируемые результаты:

  • развитие аналитического мышления, развитие сотрудничества, развитие интереса и исторических способностей.
  • развитие речи, формирование условий для приобретения опыта социального оценивания, формирование представления об истории как о части всеобщей культуры.
  • развитие умений анализировать различные источники и делать собственные выводы.

Основные термины и понятия: двоевластие, амнистия, военная диктатура

Содержание урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Оргмомент

 

Приветствие учащихся, настрой их на урок (сложность темы, ее значимость изучении курса Отечественной истории)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

II. Актуализация знаний

 

Сегодня на уроке мы продолжим изучать события 1917 года. Чтобы привести в полное соответствие ваши знания по данному периоду, мы

во – первых, ответим на тест по теме: «Первая мировая война и ее итоги» (Приложение №1),

во – вторых, ответим на ряд вопросов, которые помогут нам поставить цели и задачи нашего урока и перейти к изучению нового материала.

  • Вспомните, когда были свергнуто самодержавие в России?
  • Кому перешла власть в стране?
  • Почему именно Государственная Дума взяла на себя инициативу в создании правительства?
  • Кто возглавил правительство?
  • В чем слабость Временного правительства?

 

 

  • Как складывались отношения Петросовета и Временного правительства?

 

 

 

 

 

Работа с тестом, взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы: 2 марта 1917г.

Временный комитет, Государственная Дума.

 

Легитимная, законная власть, выборы.

 

Князь Львов

Оно не смогло поставить под свой контроль ни армию в целом, ни даже петроградский гарнизон, находившееся под влиянием Петросовета.

Конфликтно. За март 1917г между ними возникло 6 крупных конфликтов. Для устранения конфликтов 6-10 марта была создана контактная комиссия из представителей правительства и Совета, хотя, Бюро ЦК РСДРП выступило против органов «улаживания» и против соглашения с Временным правительством.

III. Постановка целей и задач урока.

Итак, мы рассматриваем вопросы, касающиеся Временного правительства. Постарайтесь сформулировать цель нашего урока.                                                  

Формулируют цель. Ожидаемый ответ: мы должны раскрыть сущность политики Временного правительства и ее влияние на состояние общества в 1917г

IV. Открытие новых знаний

 Форма работы (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и документами)

 

Демонстрирует слайд № 1-2

 Тема: Политика Временного правительства и российское общество в 1917г 

План 

1.Углубление кризиса. Двоевластие и его сущность

2.Кризисы Временного правительства: а) апрельский, б) июльский

3. Корниловский мятеж и усиление власти «большевиков»

Для работы с первым пунктом плана нам необходимо самостоятельно рассмотреть декларацию Временного правительства (документ стр 68) и ответить на вопросы:

  • Каковы были первые шаги Временного правительства?

 

 

  • В чем заключается ее значение для России?

 

С февраля по июль 1917г в  стране установилось двоевластие-система управления, характеризующаяся наличием двух властей,: законной в лице Временного правительства и реальной в лице Петроградского Совета.

 Что это означает?

Самоконтроль. Проверьте правильность своего ответа на слайдах 3-6

 

Падение самодержавия и провозглашение демократических свобод вызвало прилив оптимистических настроений, но это не решало основных проблем, стоящих перед страной. Нерешенность этих вопросов вызвала волну недовольства рабочих, привела к крестьянским выступлениям.

 Прокомментируйте данные таблицы (слайд 7) о динамике крестьянских выступлений.

 

Проверьте правильность своего ответа на слайдах 8-9

 

 

2. Начало борьбы двух сил в революции 1917г особенно остро проявилось в апреле 1917г. 18 апреля 1917г министр иностранных дел П.Н. Милюков давая интервью зарубежным журналистам, на вопрос «А будет ли Россия выполнять и дальше союзнические обязательства перед Антантой?», ответил «Да. Мы будем продолжать войну». Последствием данного заявления явились массовые манифестации под лозунгом «Долой войну», «Долой Временное правительство».

На основании фрагмента из «Апрельских тезисов» В.И.Ленина проанализируйте тактику большевиков

 

 

 

 

Правительство ушло в отставку и было сформировано «коалиционное» правительство (эсеры и меньшевики – 6 человек, «кадеты» и «октябристы» - 10 человек). Наспех организованное наступление на фронте в июне 1917г провалилась. Началось массовое дезертирство с фронта. В страну возвращается лидер большевиков В.И. Ленин. Большевики заявили о необходимости решения коренных вопросов:мир; конфискация помещичьих земель; национализация банков; передача всей власти Советам

Эти вопросы должны были решаться на I Всероссийском съезде Советов (июнь 1917). Однако большинство было у меньшевиков и эсеров, которые выразили поддержку Временному правительству. Но провал июньского наступления на фронте спровоцировал новый кризис.

В начале июля 1917 г. В Петрограде прошли массовые манифестации под лозунгом «Вся власть Советам!». Взять ситуацию под контроль Временное правительство смогло лишь с помощью военной силы.

Результатом июльского кризиса явилась отставка Г.Е.Львова и других министров – кадетов. Министром – председателем стал А.Ф.Керенский, попытавшийся укрепить власть в стране, в том числе с помощью жестких мер. В своей политике Керенский пытался опереться на армию, что привело к новому перевороту под руководством Л.Г. Корнилова.

Следующий этап нашей работы – лабораторная работа с текстом учебника (65 – 66).

  • Сформулируйте определение  военная диктатура.
  • Дайте ответ на вопросы:
  • Какие меры предлагалось провести в докладной записке Главнокомандующего?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Какова была реакция Керенского на записку Корнилова?

 

 

 

  • Каковы были дальнейшие действия Корнилова?

 

 

  • Итоги мятежа под руководством Корнилова

 

 

Учащиеся записывают тему и план в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучают документ стр 68 учебника, высказывают мнение.

 

 

Предполагаемый ответ: Введение демократических свобод -  слова, печати, собраний, политической деятельности, отмена смертной казни, проведение амнистий

Это шаг в сторону демократизации Российского общества, уравнение в правах всех сословий.

 

записывают определение в тетрадь

 

 

 

 

 

высказывают собственное мнение, Временное правительство–это избранная власть на выборах (по закону), Петросовет- это власть рабочих и солдат. Ни одно решение Временного правительства не работало без одобрения Петроградского Совета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют данные таблицы:

 можно сказать, что с марта по июль 1917г количество крестьянских выступлений возросло в 66раз.

После ответов на вопросы, учащиеся делают вывод: доверие к Временному правительству падает с каждым днем. И у России остается все меньше возможностей идти путем демократии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с документом стр 68 – 69 из «Апрельских тезисов»

Ответ учащихся: В.И. Ленин указал на необходимость перехода власти в руки большевиков и призвал народ не поддерживать Временное правительство, обвиняя его в лживости своих обещаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заранее подготовленный ученик знакомит класс с личностью  Л.Г. Корнилова слайд 13

 

 

 

 

Обсуждают и формулируют определение военная диктатура – недемократический режим, при котором у власти находится верхушка армии. Записывают  в тетрадь

Ответ учащихся: Генерал Корнилов предлагает:

1) Объявить г.Петроград на военном положении. 2) Передать всю власть, военную и гражданскую, в руки Верховного главнокомандующего.3) Отставка всех министров, не исключая и министра-председателя, и передача временного управления министерств товарищам министров, впредь до образования кабинета Верховным главнокомандующим.

Ответ учащихся: Керенский отказался от совместных действий с Корниловым, опасаясь, что тот оттеснит его от власти, и объявил генерала мятежником и сместил с поста главнокомандующего.

Корнилову ничего не оставалось, кроме как действовать самостоятельно и выдвинуть войска на Петроград.

 

Предполагаемый ответ: Для организации отпора

направляющимся к столице войскам эсеры и меньшевики выступили совместно с большевиками. С одобрения правительства были созданы отряды Красной Гвардии. Корниловский мятеж был подавлен. В результате так называемого «корниловского мятежа» возник новый правительственный кризис, чтобы его преодолеть Керенский создает 1 сентября новый орган власти – Совет пяти, или Директорию. Керенский объявил Россию республикой. Для окончательного формирования состава правительства было решено создать новый представительный орган «Совет республики». Формируется третье коалиционное правительство во главе с министром – председателем Керенским.

  1. . Закрепление знаний по вопросам:

 

  • В чем заключалось двоевластие? Почему он привело к дезорганизации жизни страны?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Что затрудняло Россию продолжить участие в войне?

 

 

 

 

  • Охарактеризуйте кризисы в апреле и июле 1917г. Как они повлияли на авторитет Временного правительства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:  Нерешительность Временного правительства, не последовательность, изменение настроения людей в сторону радикально настроенных политических сил, прежде всего большевиков. В начале сентября 1917 года происходят перевыборы Петроградского Совета. Большевики получают в нем большинство мест. Председателем Петроградского Совета избирается Троцкий. Большевики принимают решение изменить тактику и переориентировать партию с мирных средств борьбы на вооруженный захват. Они сумели взять власть в свои руки в октябре 1917 года.

Предполагаемый ответы:

Двоевластие – своеобразный этап взаимодействия двух форм власти, возникших в итоге февральской революции: Временного правительства, образованного Государственной Думой, и Советов, стихийно созданных народом. Временное правительство лишь формально возглавляло страну, могло править лишь при опоре на Советы. Неопределенность в условиях двоевластия вели к росту анархии в стране.

 

Разногласия среди фракций в составе Государственной Думы, а также наблюдалось ослабление армии в результате развала системы ее снабжения, падении производства и дезорганизации транспорта.

 

Первый криз возник в апреле 1917г, причиной которого послужила нота министра иностранных дел  П.Н. Милюкова вести войну до победного конца. Большевики во главе с Лениным призвали отказать в доверии Временному правительству.Желая продемонстрировать дееспособность русской армии, Временное правительство организовало  в июне 1917г наступление, закончившееся провалом и усугубило разложение в армии и нежелание солдатской массы продолжать войну. В стране наблюдается резкое ухудшение экономического положения. Временное правительство не предпринимает радикальных мер. Эсеро – меньшевистское руководство  Петроградского Совета взяло на себя ответственность за политику Временного правительства. Однако стабилизировать обстановку не удалось и Временное правительство и меньшевистские Советы теряют доверие масс.

VI.

Рефлексия

 

Ответьте на вопросы самооценки

Самооценка

Я знаю,

Я могу объяснить,

Я могу дать характеристику

VII. Домашнее задание

Обратите внимание на слайд 14 - домашнее задание будет  разноуровневым:

1 §9, стр 82 вопросы 3-4

2. подготовить презентацию об участниках событий 1917 г.

3.представьте себя лидером любой политической партии периода с февраля по октябрь 1917 года. Придумайте название вашей партии. Напишите ее программу и устав. На какие слои общества вы опирались бы? Какие методы борьбы предпочли использовать?

Задают вопросы по содержанию задания.

VIII. Выставление оценок

Выставление оценок по оценочному листу (Приложение №2)

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Задание 1. Выберите правильный вариант ответа.

1. Первая мировая война началась.

 

А)1 июля 1914 г., Б) 1 сентября 1914 г., В) 1 августа 1914 г., Г) 1 октября 1914 г.

 

2. К событиям 1914 года не относятся

А) начало первой мировой войны

Б) обстрел германо-турецким флотом Севастополя и Одессы

В) наступление войск под командованием А.А.Брусилова

Г) гибель армии А.В.Самсонова в Восточной Пруссии.

3. В годы войны большевики выступили за:

А) поражение своего правительства в войне

Б) победу своего правительства

В) увеличение кредитов на войну

4. Укажите неверное утверждение.

А) война вызвала глубокий кризис в обществе

Б) война вызвала глубокий финансовый кризис

В) усилилось вмешательство государства в экономику

Г) ослабло вмешательство государство в экономику

5. Договор получивший название "сердечное согласие" заключили

А) Россия, Франция, Италия

Б) Россия, Франция, Англия

В) Франция, Англия, США

6. Сколько государств было вовлечено в войну?

 

А) 38, Б) 8, В) 24, В) 65

 

Задание 2. Установите последовательность событий.

А) битва на Марне

Б) начало позиционной войны на Западном фронте

В) вторжение немецких войск в Бельгию

Г) вступление в войну Италии

Д) битва под Верденом

Е) капитуляция Германии

Ж) вступление в войну Румынии

З) Брусиловский прорыв

Задание 3. Исторический словарь. Объясните значение слов.

Аннексия, Контрибуция, Коалиция, Сепаратный мир -:

А) партия, возникшая в годы войны;

Б) часть большевиков несогласных с политикой партии;

В) социал-демократы стоящие на позициях защиты Отечества.

6. Сколько фронтов действовало во время войны?

 

А) 2, Б) 3, В) 10, Г) 15

 

Задание 2. Установите последовательность событий.

А) объявление Австро-Венгрией войны Сербии.

Б) объявление Германией войны России.

В) начало всеобщей мобилизации в России

Г) убийство в Сараево.

Д) объявление Англией войны Германии

Е) вторжение Германии на территорию Бельгии.

Ж) объявление Германией войны Франции.

З) объявление Японией войны Германии.

Задание 3. Исторический словарь. Объясните значение слов.

Аннексия, Контрибуция, Коалиция, Сепаратный мир

 

Приложение №2

                                  Образец оценочного листа.

Фамилия:____________________________

                 Вид работы

Оценка

1

Тестирование по теме: «Первая мировая война и ее итоги»

 

2

Работа на уроке с документами

 

3

Итоговая оценка

 

 

 

Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
...
Электр. дневник
...

 

Единый портал

 

ЕГЭ 2018

«Российское обр


...





ФИПИ

 


МОАУ "Бердянская СОШ"